А нужно ли ТЗ?

За 17 лет работы в digital мы выполнили много разных проектов: от небольших лендингов до высоконагруженных систем с разветвленной структурой и большим объемом информации. И действительно знаем, когда работа без ТЗ — это неизвестный результат и бюджет, а когда написание ТЗ — лишняя работа.

Для полного понимания, нужно ли вашему проекту техническое задание, рассказываем, что это такое, из чего состоит, для чего нужно и для каких проектов.

Что такое тех. задание

Техническое задание на разработку сайта — это согласованный заказчиком и исполнителем документ, который полностью описывает все требования к будущему сайту, порталу, сервису, CRM- или ERP-системе.

Качественное и грамотное ТЗ для вас — это:

  • воплощение всех пожеланий в полной мере;
  • контроль / сокращение расходов;
  • получение прогнозируемого результата.

А для разработчиков:

  • четкие задачи;
  • контролируемых и прогнозируемый итоговый результат;
  • регламентирование работы;
  • понятные этапы разработки.

Зачем нужно ТЗ?

Для реализации лучших решений
При подготовке технического задания просматриваем всех конкурентов, выделяем лучшие решения и не допускаем частых ошибок. Привлекаем к работе маркетологов и аналитиков, чтобы предложить максимально эффективные для вашего бизнеса решения, учитывая ваши цели и актуальные тренды.

Для экономии средств
Внести правки в структуру будущего сайта или прототипы на этом этапе не страшно и не дорого. Что-то изменить в ТЗ — это вопрос пяти минут. Что-то изменить на следующем этапе разработки — 2–10 дней работы в пустую и лишние денежные затраты. Этот подготовительный этап нужен для того, что внести максимальное количество правок и понять, какой результат получится на выходе.

Для освобождения вас от рутины
Во время работы над ТЗ продумываем и подробно описываем структуру сайта, логику работы функционала и форм обратной связи. Указываем то, что необходимо подготовить для быстрой работы над созданием сайта. Учитываем все нюансы и ваши пожелания.

Для дальнейшей эффективной работы
Пишем техническое задание так, чтобы его понял любой разработчик в стране.

Для принятия взвешенного решения
Составление ТЗ — самостоятельный важный этап создания сайта, по итогу которого вы будете обладать всей нужной информацией для принятия правильного решения о том, каким будет будущий сайт.

Также это время, когда вы сможете посмотреть на нас, нашу работу и подход к делу. И понять, хотите ли вы двигаться дальше с нашей компанией. После написания и согласования ТЗ, если захотите, вы сможете обратиться в другую компанию с четким и проработанным техническим заданием и полным понимаем всего процесса и конечного результата.

Именно этим принципом руководствовался один из наших заказчиков — магазин страйкбольного оборудования «StrikePlanet». Он обратился к нам по рекомендации. И решил посмотреть, как мы работаем, поэтому обратился только для составления технического задания. Работа с нашей командой ему понравилась, поэтому мы продолжаем наше сотрудничество.

Из чего состоит техническое задание?

Техническое задание — это четко структурированный документ. Мы готовим его по стандартизированной и понятной структуре:

  • Глоссарий, чтобы мы понимали друг друга и говорили на одном языке.
  • Цели и задачи проекта. Определяем и описываем те чек-поинты, которых мы хотим достичь.
  • Структура сайта и описание работы сайта. Описываем общую структуру будущего сайта и подробно разбираем структуру и функционал каждой страницы.
  • Прототипы страниц.
  • Обмены. Описываем логику всех обменов и интеграция, необходимых вам.
  • Технические требования. Подробно разбираем и фиксируем все технические требования к сайту по основным этапам разработки: дизайну, верстке, программированию, наполнению.
  • Порядок утверждения. Определяем порядок утверждения работ.
  • Передача прав. Указываем порядок передачи прав в соответствии с действующим законодательством.
  • Гарантия и обслуживание. Подробно описываем гарантийные и негарантийные случаи для будущих исполнителей.

В итоге получается универсальный подробный документ, который учитывает пожелания заказчика и показывает, что нужно сделать исполнителю. С таким ТЗ можно обратиться для дальнейшей работы в любую студию или агентство.

Для каких проектов необходимо ТЗ?

ТЗ обязательно для:

  • интернет-магазинов / e-commerce проектов;
  • корпоративных порталов со сложными интеграциями;
  • индивидуальных, нестандартных проектов.

Так как в этих проектах подразумеваются многоуровневая структура, сложные и многоступенчатые обмены и интеграции, бесперебойная работа при высоких нагрузках. Все эти моменты будут отражены в будущем ТЗ, без которого работа над проектом затянется.

ТЗ необязательно для:

  • landing page;
  • промо-сайтов;
  • сайтов-визиток.

Все эти проекты понятны по структуре и не требует обязательного составления технического задания, особенно если вы точно знаете, какую цель должен выполнять будущий сайт.

Но каждый случай индивидуален. Поэтому мы подходим к каждой задаче индивидуально. Например, в работе с давним заказчиком при разработке нового лендинга решили составить техническое задание, потому что клиент не до конца понимал, что он хочет получить. В процессе работы над тех.заданием вместе пришли к единому пониманию и определили цели и задачи, которые должен выполнять сайт. Это существенно сократило время реализации проекта.

Кто составляет ТЗ?

Можно ли создать техническое задание самостоятельно? В теории — да, на практике — нет. Для грамотного написания ТЗ вы должны говорить на одном языке с исполнителем, знать этапы разработки сайта, понимать, какие подводные камни могут возникнуть в процессе и предусмотреть всё. Если коротко, то быть экспертом в этой области. Например, опытным project-менеджером или teamlead, у кого за плечами сотни разработанных проектов, «набитых шишек» и готовых решений частых проблем.

В нашей компании подготовкой технического задания на разработку сайта занимается проектная группа, которая состоит из руководителя отдела разработки, project-менеджера, маркетолога, аналитика и дизайнера. Это полностью сформированная и сработавшаяся команда, готовая в быстрые сроки подготовить вам тех.задание.

При разработке ТЗ мы руководствуемся главным принципом — каждая задача должна быть граничной — то есть, должно быть понятно, где закончился конкретный пункт и начался следующий. В нашем документе нет места абстрактным фразам типа «продумать удобную навигацию». Это очень субъективно — кому-то будет удобно, кому-то совсем неудобно, но определить, выполнен ли этот пункт в соответствии с ТЗ, невозможно.

А также мы верим, что информация, показанная графически, понимается лучше. Именно поэтому большое внимание уделяем созданию прототипов будущих страниц сайта. Там подробно показываем из чего будут состоять те или иные разделы. На созданных прототипах вы сможете что-то перечеркнуть или перенести, переработать структуру или отказаться от какого-то функционала без вреда для будущего проекта.

Но, как и в любом деле, в создании технического задания важна экспертиза. Мы можем написать грамотный документ с учетом особенностей вашего бизнеса. Исключения составляют узкие специализации. Например, в работе с коллегией адвокатов нам понадобилась помощь юристов для создания именно того функционала, который бы был полезен именно в этой сфере. Так как вы — профессионалы в своей сфере, важно подключаться к разработке технического задания, чтобы не внедряться на этапе разработки, когда всё станет сложнее.

От чего зависит стоимость технического задания?

Стоимость составления документа зависит от необходимого объема информации в будущем ТЗ и состава проектной группы. Мы в Xpage специализируемся на нескольких направлениях в разработке — разработке креативных и ярких сайтов и лендингов с простой структурой и созданием высоконагруженных highload-систем с множеством интеграций, поэтому сможем подсказать вам, что именно нужно для вашего проекта.

В среднем на разработку ТЗ уходит от 7 рабочих дней для простых проектов до 20 дней для сложных.

И в процессе подготовки проводится глубокий аудит вашей компании, конкурентов, сайта и сервиса. Вся информация предоставляется вам для лучшего понимания будущего сайта.

С тех.заданием или без — главное для нас создать качественный продукт, который будет помогать достигать ваших целей.

Работа без ТЗ на сложных проектах — это боль, страдания и лишние траты времени и денег каждого участника процесса. Отсутствие качественного и продуманного тех.задания в таких случаях всегда увеличивает дедлайн, тратит время на постоянные обсуждения и переделывания, убивает нервы и хорошее настроение.

Когда наша компания была молода, а сотрудники недостаточно опытны, мы взялись за разработку сайта для крупного регионального ритейлера, не составив ТЗ. Мы упустили этот подготовительный этап, так как клиент говорил, что «мы идеально понимаем друг друга, к чему вся эта бюрократия?». По итогу за неделю до сдачи проекта, вся компания приостановила работы по другим проектам и вносила правки в почти готовый сайт ритейлера. Это произошло потому, что клиент вдруг увидел какой-то удачный пример новой структуры и решил его внедрить на новом сайте. Он был уверен, что это незначительные правки и «все разделы уже созданы, просто соберите их немного по-другому». В итоге мы потратили дополнительно почти 50 часов разработки. А клиент переплатил 20% от изначальной стоимости сайта. Наглядный пример того, как незначительные правки на этапе разработки ведут к дополнительным расходам.

Для некоторых проектов разработка ТЗ — это не прихоть и пустая трата времени, а необходимый этап разработки сайта. Грамотное техническое задание — это половина успешной разработки сайта и экономия в 15-20% от начальной стоимости. Потому что внесение изменений на этапе подготовки ТЗ — это два часа. А на готовом проекте — от 10.

Но для некоторых проектов составление ТЗ — лишние трудо- и энергозатраты, которые выполняются для галочки.

В обоих случаях важно одно — довериться, услышать мнение экспертов и быть готовым сотрудничать.

Отправить заявку